Интервью в рамках Custdev
1. Общие правила
Правило 1. «Почему? / почему это так важно?»
Задаем эти вопросыо тех пор, пока не поймем эмоцию или исходный мотив. Ни в коем случае не пропускаем промежуточные фразы
Правило 2. Проблемные и решенческие интервью отличаются
Интервью бывают проблемными (ПИ), в которых мы изучаем боли и потребности респондентов, и решенческими (РИ), в которых мы подтверждаем, что наши решения справляются с потребностями респондентов.
РИ проводим на стадиях:
— MVP на коленке (презентация/чат-бот и т. п.)
— полноценного MVP
— схемы монетизации
— в повседневной работе над развитием продукта
Проверка по РИ важна как при создании продукта, так и при его дальнейшем развитии для того. Она помогает сэкономить деньги и время (тратим 2 недели и 100 тыс. рублей вместо миллионов и месяцев):
— Срок запуска MVP — 6-12 месяцев;
— Ненужные фичи несут в себе минорные баги, на исправление которых уйдут сотни тысяч и миллионы рублей.
Почему возникают риски после того, как проведены проблемные интервью.
— изначально неверно трактовали боли и потребности;
— не передали знания в MVP (потеряли по пути).
Правило 3. Особенности B2B
В интервью B2B стоит понимать, с кем проводить интервью. Если бенефициар только ЛПР — можно ограничиться только им. Если пользователи — то с пользователями и питчинг ЛПР, чтобы тот был в курсе.
Важно проговорить, что вы можете влиять на продукт, но вы не сможете сделать абсолютно все, что попросит вас сделать клиент.
Вопросы Скрипт Димы Думика:
— Опишите, пожалуйста, вашу роль и зону ответственности? Проверяем, действительно ли человек, которого мы интервьюируем является ЛПРом
— А кто в вашей компании отвечает за... ? Кто влияет на решения ЛПРа (ЛВР) Если перед вами не ЛПР.
Правило 4. Избегаем ошибок
Ошибки по Фитцатрику:
2. Что спрашивать на проблемных интервью (ПИ)
ПИ проводятся на первом этапе: ищем сегмент с болью, формируем и подтверждаем гипотезы по болям и бенефитам, которые есть у пользователей.
Вопросы могут быть разные, важно понять:
—Наверно, у вас накапливается большое число тасков. Вам приходится периодически «чистить» канбан-доску?
—Вспомните последний раз, когда это делали — как вы это делали?
—С какими сложностями столкнулись?
—Вы делаете только так или есть еще варианты?
Тут спрашиваем: как часто возникает, сколько на этот тратите времени/денег.
Часто ли этим занимаетесь?
Сколько на это уходит времени/денег?
Спрашиваем, нравится ли текущий способ. Что является идеалом
— Какую эмоцию вы испытывали в этот момент? Если человек закрыт, приводим собственный опыт или подсказываем: «Это было ужасно? Это было неприятно?»
— Оцените эмоцию по 10-балльной шкале. Что для вас 10-ка? Это нужно, чтобы не наслаивать свою оценку на кастомера. Если боль выше 7-ки, мы с ней работаем, если ниже — скорее, не работаем (если у вас продукт в сфере массового B2C, тогда работаем). Важно ответы разных респондентов стоит привести к одной шкале. В восточной Европе люди относятся более скептично, поэтому, «если не громят, то это уже круто».
— Что вообще доставляет вам неудобство при решении потребности? С чем приходится справляться каждый день? Вопрос, который заходит в «кэш» собеседника и достаёт его боли. Когда ты говоришь с человеком впервые, он либо говорит, что всё нормально, либо называет 2−3 боли. В процессе интервью потом вскроются и другие, поэтому не стоит ждать от этого вопроса слишком многого сразу.
— Что будет, если вы не будете это делать / не сможете решить потребность? Проверяем, сильна ли потребность
— Что для вас успех? Как поймете, что вы решили свою потребность классно? Что мешает достигать этого успеха? В b2b так можно выявить OKR/KPI/цели, которые поставил руководитель.
3. Что спрашивать на решенческих интервью (РИ)
На РИ мы показываем на коленке собранный MVP или презентацию.
Это нужно для того, чтобы был верный контекст последующего разговора.
Просим дать обратную связь и думать вслух. Тут приходится сначала выводить на обратную связь (что ты об этом думаешь, что о том). Через 5 минут собеседник уже сам втягивается и сам начинать давать обратную связь. Как правило, больше всего обращают внимание на то, что не нравится и что очень нравится.
— Почему решили воспользоваться? Почему не воспользовались? Если речь про MVP или фичу.
— А покажите, как достигли своих целей? Как сделать это (нужные JTBD)?
— Какие сильные стороны?
— Какие слабые стороны?
— Сравните с конкурентами: в чем выигрывает, в чем проигрывает?
— Решает ли вашу потребность?
— Сколько вы готовы заплатить? Способы определения: лесенка (называем самую большую цену, называешь самую маленькую и постепенно приходишь к психологически комфортному уровню для клиента), доля от затрат (Есть мнение, что b2b готовы заплатить за решение проблемы 5-20% от экономии затрат при решении этой проблемы; т. е. если автоматический постинг постов экономить 10 тыс. рублей в месяц, комфортная цена сервиса — 500-2000 руб.)
— Готовы ли купить сейчас? Почему да или нет?
— Продайте мне, как будто перед вами лучший друг/коллега Эти фразы можно использовать в коммуникации, они будут лучше всего продавать.
— Готовы купить или подписать соглашение о намерениях? Если дело не в деньгах, просим заплатить социально — рассказать коллегам/друзьям.
4. Устанавливаем контакт с респондентом
Если человек тебя не знает, у него включается барьер — лимбическая система квалификации «свой/чужой»:
— исходит ли от тебя угроза;
— ты победитель или неудачник;
— ты союзник или враг
Если ты не преодолел этот барьер в течение первых минут, потом интервью можно не продолжать. Как растопить лед:
—Привет, я буду задавать тебе странные вопросы про эмоции. Я не хочу тобой манипулировать, я не психолог, я не залезу тебе в голову. Но я не понимаю, что ты чувствовал, когда.. Чтобы это понять, буду задавать вопросы, что ты чувствовал. Почему это болело?
Подтверди своим примером и добавь, что будет здорово, если собеседник будет рассказывать то же самое.
5. Сигналы
— Если в первой презентации готовы купить 40% (8 респондентов из 20), это хорошо.
— Когда продукт уже есть — если 40% отвечают, насколько они будут разочарованы, если не смогут больше пользоваться продуктом, то это тоже хорошо.
См. также
Книга по кастдеву. Иван Замесин https://zamesin.me/books/custdev/intro
Решенческие интервью: как проверить ценность продуктовой идеи. Иван Замесин https://www.youtube.com/watch?v=1qBcKODd6YE