Какой не должна быть инфографика. Часть 1 — BARный кошмар
Когда дело доходит до таких вещей как сайты, графика, пользовательские интерфейсы и т. п. мы часто общаемся в терминах «нравится»/«не нравится». С инфографикой все очень похоже за одним исключением: инфографика должна передавать какой-то смысл, решать определенную задачу (сайты, интерфейсы, кстати, тоже). Чаще всего эта задача — дать быстрое понимание сложных фактов пользователю. Если она не решена — значит, и инфографика не совсем хороша. И это совсем не дело вкуса.
Мы начинаем собирать примеры того, какой инфографика не должна быть, и постараемся объяснить нашу точку зрения. Безусловно, встречные мнения приветствуются.
Проблема
Следующая иллюстрация была напечатана, правда уже достаточно давно, в одном из ведущих деловых изданий. Она показывает развитие сетей «Позитроника» и «Эксперт-Компьютерс» с помощью горизонтальной столбчатой диаграммы/горизонтального бара (bar chart).
Инфографика, очевидно, должна дать представление о следующем:
— показать, как выросли «Позитроника» и «Эксперт-Компьютерс» в 2007 году;
— сравнить, как они соотносятся между собой (по числу открытых магазинов).
Но дело сразу пошло не так: за очень редким исключением, нельзя на одной оси откладывать разные размерности. В данном случае это сделано с млн долларов и штуками.
Далее, совершенное буйство цветов, которое дополняется несоответствием пиктограммы на легенде (белая точка в середине) с изображением на графике.
На графике показатели чередуются: выручка с числом магазинов; это решение делает график окончательно нечитабельным.
Последним шагом на пути в бездну могло стать отображение информации в форме пай-диаграммы, но до этого, к счастью, дело не дошло.
Решение
Два шага к успеху: оставить шкалу только для одного показателя и перейти от абсолютного показателя (выручки) к относительному (средняя выручка с торговой точки).
Последнее нужно прокомментировать. Средняя выручка с магазина у сетей примерно одинакова и изменяется от 0,8 до 1,2 млн долл. в год (показатели неточные, определены «на глазок» по графику). Если бы она была идентичной, то динамика магазинов полностью бы совпадала с динамикой выручки. Но и в диапазоне 0,8-1,2 динамика мы добиваемся того же эффекта примерного соответствия динамики числа магазинов и выручки.
С помощью стандартных электронных таблиц, без привлечения дизайнера, можно получить следующую альтернативу. Здесь не хватает только легенды, что золотистый цвет относится к «Позитронике», а серый — к «Эксперт-Компьютерс».
В альтернативной версии также появляются подписи данных, число магазинов, средняя выручка, которые облегчают понимание. С помощью дизайна можно еще лучше подчеркнуть наиболее важные моменты на диаграмме, это только прототип.
Лирическое отступление
Кстати, линейные графики, состоящие только из двух периодов времени, на западе сейчас в тренде. Ту мысль, которую раньше показывали пай-диаграммой, а сегодня показывают горизонтальными барами, завтра, скорее всего, чаще будут показывать именно линейными графиками.
Пай-диаграмма
Горизонтальный бар
Линейный график
Впервые опубликовано: blog.datasense.ru/view/kakoi-ne-dolzhna-byt-infografika-chast-1, 7 августа 2015 года